У экспорта женское лицо: как рязанские предпринимательницы покоряют международные рынки
22 августа 2024В июне 2024 года в Совете Федерации РФ вручили награды победителям всероссийского конкурса центров поддержки экспорта «Лидеры поддержки. Женщины в экспорте». Конкурс проходит с 2022 года по инициативе верхней палаты парламента и Российского экспортного центра.
По мнению спикера Совфеда РФ Валентины Матвиенко, сейчас перед бизнесом открываются совершенно новые горизонты, и задача государства ― в полной мере раскрыть безграничный потенциал женщин-предпринимателей.
Действительно, благодаря мерам поддержки — это и компенсационные выплаты, и экспортные кредиты, и образовательные программы, и консультационные услуги — растет число компаний-экспортеров, возглавляемых женщинами. В Рязанской области одной из таких компаний является «Химпластсервис». О пути предприятия на международные рынки и роли Рязанского Центра поддержки экспорта в материале рязанской «Новой газете» рассказала коммерческий директор и младший партнер «Химпластсервис» Юлия Суровенкова.
Юлия, расскажите о своей компании. Чем она занимается?
― Мы работаем на рынке уже двенадцать лет и выпускаем различные виды поролона, а также сопутствующую продукцию: матрацы, подушки. Начинали с поролона для мебели, но постоянно расширяем производство. Сейчас в деревне Рожок в 15 километрах от Рязани строим новый цех.
Знаем, что ваш путь на международный рынок был непростым...
― Когда в 2018 году мы сделали качественный сайт компании, на продукцию неожиданно пошли заявки из других стран: Германии, Литвы, Польши, США. Конечно, мы хотели как можно скорее завязать контакты с потенциальными партнерами, но не имели никакого опыта ведения переговоров и заключения сделок с зарубежными компаниями. Мы стали активно искать выход из сложившейся ситуации, ведь при освоении внешних рынков нужно принимать во внимание иной менталитет и другие законодательные реалии. И тогда коллеги из дружественной фирмы рекомендовали нам обратиться в Рязанский Центр поддержки экспорта Агентства развития бизнеса.
Вы воспользовались рекомендацией?
― Да, но, честно говоря, поначалу ждали какого-то подвоха. Однако уже с первой встречи стало понятно, что не ошиблись с выбором партнера. В центре сразу прикрепили к нашей компании специалиста, который доходчиво и компетентно рассказал об особенностях делового общения с иностранными компаниями, предоставил понятный алгоритм подписания контракта. Нам оказали неоценимое содействие в ведении переговоров, открытии валютных счетов, подготовке необходимой документации, создании логистических цепочек, причем предложили несколько вариантов маршрутов из точки А в точку Б. И все эти услуги, что поразительно, были оказаны на бесплатной основе.
Как быстро вы увидели результаты такого сотрудничества?
― Первые продажи продукции в Казахстан и Белоруссию были осуществлены уже в 2019 году. Сейчас география поставок заметно расширилась, даже несмотря на санкционное давление.
А главный результат господдержки ― существенный рост доли экспортных контрактов в обороте компании, с 2019 по 2023 годы он увеличился с 10 до 40%.
А какими еще услугами Центра поддержки экспорта вы пользовались?
― Наши сотрудники прошли обучение по программам «Экспортный форсаж» и «Экспортный стандарт», где особое внимание уделяется важным нюансам при составлении контрактов, подбору таможенных брокеров, сертификации продукции, тонкостям финансовых расчетов, некоторым моментам, которые имеют принципиальное значение при упаковке товара. Для нас эти услуги особенно важны сейчас, в условиях нынешней экономической конъюнктуры, когда наводим мосты с новыми партнерами.
Благодаря помощи сотрудников регионального Центра поддержки экспорта работники фирмы постоянно совершенствуют свои знания, касающиеся внешнеэкономической деятельности. А участие в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт» позволяет «Химпластсервису» продвигать свою продукцию во время бизнес-миссий в Турцию, Азербайджан, ЮАР, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан.
Расскажите о ваших планах на ближайшее будущее?
― Благодаря мерам государственной поддержки уже в сентябре планируется открытие упомянутого в начале в деревне Рожок по производству матрацев и подушек. К этой продукции уже есть интерес зарубежных партнеров.