Семейное дело будет развиваться всегда — Юрий Кучаев
23 мая 2022Рязанский предприниматель, основатель компании «Честная пасека» делится секретами продвижения семейного бизнеса и рассказывает о форматах поддержки регионального уровня.
Юрий, ваша семья занимается пчеловодством уже не одно поколение. Лично вы всегда хотели заниматься именно этим делом или пришли к такому решению со временем?
Первую семейную пасеку в 1938 году основал мой прадед в деревне Земледелец Чучковского района Рязанской области. С тех пор в нашей семье все мужчины по отцовской линии занимаются пчеловодством. Я же в семейный бизнес пришел гораздо позже. После университета пошел работать на завод, где около девяти лет занимался маркетингом. Знаний было недостаточно, поэтому решил пройти обучение на курсах MBA. Изначально планировал использовать новые навыки на предприятии, где работал, но в конце концов понял, что хочу иметь собственное дело. Где-то полгода мне потребовалось на то, чтобы наконец прийти именно к осознанию развития семейного предпринимательства. И я решился начать. Изучил рынок пчеловодства, проанализировал сильные и слабые стороны действующей семейной пасеки, и в конечном итоге мы все вместе выстроили план развития, которому до сих пор следуем.
Как вам сейчас удается выделяться среди конкурентов?
Мой отец всю жизнь занимался пчеловодством, но в небольших объёмах. Я же хотел вывести нашу пасеку на новый уровень, опираясь на знания, полученные в школе MBA и мой маркетинговый опыт. О чем я? Смотрите. Любую продукцию можно продавать двумя способами: как сырье и как качественный товар. Если мы говорим о сырье, то предприниматель не переживает за то, как оно выглядит, он просто занимается продажей материала. А если речь идет о качественном товаре, то для хороших продаж ему однозначно нужна красивая упаковка. Мы на пасеке остановились именно на упаковке, что позволило привлечь к нашему маленькому производству дополнительное внимание.
Сейчас формат корпоративных подарков – основное направление развития. В наших наборах мед, варенье, иван-чай, который, кстати, тоже собираем сами. Также мы делаем оригинальные упаковки под заказ, например для рязанского завода высокопрочного крепежа делали деревянные наборы в виде «гайки». Вот такое сотрудничество позволяет нам активно развиваться.
Знания из МБА, маркетинговый опыт – а что с мерами господдержки? Обращались к такому формату?
Конечно, мы стараемся использовать все предоставляемые регионом возможности. Одним из самых крупных форматов поддержки был грант от областного министерства сельского хозяйства в размере 1,5 млн рублей. На заседании комиссии по получению гранта я познакомился с представителем Россельхозбанка, который впоследствии предложил мне стать его «амбассадором» от Рязанской области. В том числе мы обращались за поддержкой к специалистам центра «Мой бизнес». Они помогли нашей пасеке получить несколько международных сертификатов на продукцию, снять рекламные видеоролики, оформить сайт. Здесь же, через центр, мы готовили и запускали дизайн упаковок для корпоративных подарков.
Не думали развивать экспортное направление?
Мы постоянно об этом думаем, но пока готовы к выходу на зарубежные площадки только документально. У нас есть ряд международных сертификатов: органический, экологический, био-сертификаты, международный сертификат ISO 22000. Но этого мало, поскольку одним из главных барьеров для нашей маленькой пасеки является вопрос объема выпускаемой продукции. В планах – объединить пчеловодов и за счет кооперации нарастить объемы меда, с которыми уже можно будет выйти на зарубежного покупателя.
Какой совет как опытный предприниматель Вы можете дать тем, кто стоит перед выбором: продолжать семейный бизнес или выбрать иное направление бизнеса?
Предпринимательство – это очень непросто. В собственном деле есть свои плюсы, такие как свобода и независимость. Но есть и минусы – это серьёзная ответственность. Но самое, пожалуй, главное, что есть много переменных, от которых зависит твое будущее. В семейном бизнесе тоже есть свои нюансы. Во-первых, взаимоотношения с родственниками. Самое главное – выстроить работу так, чтобы был один руководитель, который принимает важные решения. В нашем деле – это отец. Он знает, как сделать лучший мед, а я – как этот мед продать. Вот в таком тандеме мы и работаем. Поэтому, если у наших читателей есть возможность продолжать семейное дело, не надо его упускайть. Семейный бизнес будет работать всегда. А вот насколько хорошо и прибыльно – это уже вопрос к тем, кто будет стоять у штурвала.