Экспорт сегодня – это существенный драйвер развития экономики – Анатолий Маркин
21 декабря 2022Экспорт формирует 30% ВВП России. С одной стороны, это констатация факта, с другой – повод посмотреть на эту тему изнутри: что влияет на его развитие сегодня, за счет чего можно удержать наработанные объёмы, где искать новых партнеров взамен тех, которые безвозвратно покинули контур отношений с российской экономикой. Об этом, а также об эффективных инструментах поддержки бизнеса в современных реалиях, в интервью для журнала «Деловая среда» рассказал руководитель Рязанского центра экспорта АНО «Агентство развития бизнеса» Анатолий Маркин.
Анатолий Николаевич, непростой год позади, внешние санкционные ограничения существенно повлияли на характер и темпы развития экономики. Давайте поговорим конкретно об экспорте: что сейчас с этим направлением?
– Текущие условия можно смело назвать турбулентными, они характеризуются активной перестройкой рынка, как внутреннего, так и внешнего. Бизнес в этих процессах – основная движущая сила. Так, на внутреннем рынке, для которого была характерная острая конкуренция с западными производителями, сегодня освобождаются ниши, и отечественные предприниматели стремятся их занять. Безусловно, крайне позитивный процесс. Внешний рынок для российских компаний тоже претерпевает изменения. У нас немало компаний, где до 90% продукции было ориентировано на экспорт. У них давно налажены каналы сбыта, выстроены отношения с партнерами. Понятно, что сегодня они вынужденно их разрывают, а это резать по живому и параллельно еще получать репутацию ненадежного поставщика. К тому же есть страны-партнеры, традиционно ориентированные на работу именно с российскими предприятиями. Это страны ЕАЭС и ближнего зарубежья. Да и компании осознают, конечно, что если сейчас потерять рынок, то назад вернуться на него будет практически невозможно, поскольку конкуренция сейчас огромная. Поэтому экспортное направление для них так и остается приоритетным – в этом смысле ничего не поменялось. Поставки за рубеж по-прежнему идут, даже в страны, которые присоединились к антироссийским санкциям, например, страны Евросоюза. По понятным причинам конкретные направления экспорта называть не будем.
Насколько надежны действующие логистические цепочки поставок товаров за рубеж? Были ли за это время выработаны удачные решения?
– Конечно, кризис, который начался еще с пандемии, не мог не сказаться на состоянии перевозок. С февраля давление на российских экспортеров увеличилось. Но, пережив первый шок, бизнес сумел выстроить новые каналы доставки. Да, стоимость перевозок выросла – и за счет роста цен, и за счет удлинения плеча канала сбыта, но жизнь не остановилась. Государство со своей стороны оказывает экспортерам реальную помощь: открываются новые пути доставки товаров. Например, Россия запустила паромное сообщение с Турцией. В регионах экспортеров ожидает поддержка: федеральный центр экспорта готов компенсировать экспортерам до 80% затрат на доставку груза до границы Российской Федерации. То есть у наших предприятий-экспортеров по-прежнему есть возможности поставлять свои товары за рубеж. Главное – не опускать руки и искать варианты.
Какие экспортные направления стали теперь наиболее актуальными для рязанских экспортеров?
– Прежде всего рязанский бизнес активно сотрудничает с нашими традиционными партнерами – странами ЕАЭС. Это направление экспорта всегда было у нас востребованным. Сейчас у нашего бизнеса повышенный интерес к экспорту в Азию и Африку, смотрят и в сторону Латинской Америки. Можно сказать, что сейчас происходит определенная переориентация экспорта.
Переориентация – это изменение, и это всегда сопрягается со сложностями.
– Конечно, все непросто. Например, если мы говорим про ближнее зарубежье, то здесь есть сложности с нехваткой железнодорожных вагонов и пробках на границе. Если брать дальнее зарубежье, то основной вызов, с которым сталкиваются наши экспортеры, – это подводные камни кросскультурной коммуникации. Арабская или турецкая культура, например, довольно сильно отличаются от нашей тем, что люди не начнут с вами работать, пока не убедятся, что вам можно доверять. Для них личные взаимоотношения гораздо важнее бизнеса. Поэтому выстраивание таких отношений может занять довольно долгое время.
Что можно с этим сделать? Как Центр экспорта помогает экспортерам?
– Главная системная задача Рязанского центра экспорта как раз и заключается в том, чтобы помочь экспортерам максимально эффективно выходить со своим товаром на зарубежные рынки. Поддержку обеспечиваем на всех этапах экспортного проекта: от выбора рынка и поиска покупателя до сопровождения переговорного процесса, экспертизы контракта и т. д. Иначе говоря, с совершенно любым вопросом, который возникает у экспортера, он может обратиться к нам. Самым большим спросом среди клиентов РЦЭ сейчас пользуются услуги по организации выставок, бизнес-миссий и шоурумов продукции местных производителей. В уходящем году в общей сложности в них приняли участие порядка 140 рязанских экспортеров, причем крайне успешно. Более того, все это были страны из списка «обновленных экспортных направлений». Мы предлагаем и целый ряд образовательных программ, которые тоже пользуются большим спросом у бизнеса: грамотные кадры ВЭД всегда востребованы, и многие руководители компаний понимают, что обучение сотрудников – жизненно необходимо для развития компании. Обучение проводят тренеры Школы экспорта Российского экспортного центра, а это не просто теоретики, а практики, настоящие эксперты с большим опытом работы. В уходящем году Рязанская область вошла в топ-10 в России по внедрению экспортного стандарта. Также в течение всего года мы опережали динамику экспорта относительно показателей предыдущих периодов. Так что, оглядываясь на все сделанное за последний весьма и весьма непростой год, могу констатировать, что экспорт рязанского региона стал еще более зрелым. А команда Центра экспорта вновь проявила себя компетентной и востребованной, вносящей свой вклад и в развитие бизнеса, и в целом в экономику нашей области.
Какие прогнозы на будущее? Как будет развиваться экспорт в дальнейшем?
– Нет сомнений, что экспорт сегодня стал еще более значимым драйвером развития экономики. Недаром на его поддержку направлены существенные силы и ресурсы. В одном из недавних интервью глава Российского экспортного центра Вероника Никишина привела такие данные: услугами РЭЦ в этом году воспользовались 15 000 российских экспортеров, что на треть больше, чем в предыдущем. Спрос, предложения, внешние обстоятельства – все приходит в гармонию, складывается в рабочую схему, которую и мы, как институт поддержки бизнеса, продолжим наполнять, создавать новые инструменты и «бесшовную» среду для развития наших предприятий-экспортеров.
Беседовала Оксана Тебенихина