7 октября 2021

«У вас есть проблема? Используйте ее как топливо для движения вперед!» — утверждает замдиректора АНО «АРПСК» Оксана Любимова

Когда мы говорим о бережливом производстве с точки зрения базовых постулатов этой модели, мы имеем в виду, во-первых, абсолютную клиентоориентированность всех процессов, а во-вторых, качество этих процессов: они характеризуются как цепочка последовательных и непрерывных внедрений в работу улучшений. Только принимая тезис о том, что все наши процессы не идеальны и идеальными быть не могут в принципе, что всегда есть что-то новое, передовое, к чему можно и нужно стремиться, может начинаться развитие. Такова диалектика. Компании, которые самодовольно заявляют о том, что «у них все хорошо», и почивают на лаврах некогда достигнутого, скорее всего, рано или поздно обречены на стагнацию. Отрицая саму возможность своего несовершенства, они сами же закрывают себе путь к развитию. Проблемы есть всегда, и только они являются идеальным топливом для того, чтобы двигаться вперед. Многим эту смысловую конструкцию сходу непросто понять — и тем более принять как алгоритм к действию. Она лежит в той же плоскости, где находится идея о том, что не только компании, но и все мы не идеальны. Я всерьез задумалась об этих вещах, читая одну научно-популярную книгу. Автор призывал: «Желайте себе проблем». Фраза меня задела, даже возмутила, вызвала мощный протест. Как же так? Мы все здравомыслящие люди, хотим, чтобы у нас все было хорошо, всеми силами стремимся к этому. Добра и благополучия желают нам наши близкие и друзья. Так почему же мы должны желать себе обратного? Давайте разбираться вместе. Мы не идеальны. Мы все можем ошибаться. И у всех нас есть право на ошибку. У всех без исключения в  работе, в поступках, в реакциях и решениях бывают ошибки. Другой вопрос, как мы к  ним относимся, как на них реагируем. Есть два варианта. Первый — игнорируем сами ошибки и их последствия («Ну, с кем не бывает», «Авось больше не повторится», «Тсс! Главное, чтобы начальство не узнало и не лишило премии» и т. д.). Результат — эффект страусиной политики, при которой любая не осознанная, не вскрытая, не озвученная и не зафиксированная проблема не может решиться сама собой. Напротив, как снежный ком она будет неуправляемо нарастать, рано или поздно достигнув размеров серьезного системного кризиса. Вариант второй — осознать ошибку, взять ее под контроль своего внимания и начать искать способы ее исправления (варианты внутренней мотивации здесь могут быть любыми, главное, что все они работают как стоп-кран; свойственны сотрудникам с высокой степенью лояльности или вовлеченности). Результат — человек самостоятельно, с помощью коллектива или руководства кардинально устраняет ошибку, предпринимая все возможное, чтобы она больше не повторялась: возможно, вносятся коррективы в другие процессы, связанные с тем, в котором возникла ошибка, процесс оптимизируется, «вычищается», открываются возможности для дальнейшего развития. Очевидно, что только путь признания своей «неидеальности», способности видеть вещи, которые можно и нужно изменять к лучшему, открывает для целой организации выход на принципиально новый уровень. Это шаг к формированию у всего коллектива основополагающего навыка — развития проблемно ориентированного видения и мышления: «Где бы нам еще что-нибудь такого найти у себя в работе, что можно улучшить?» Вывод из этого следует один: о проблемах надо говорить, заявлять, поднимать на уровень руководства, разделять находки со своими коллегами. И тогда они становятся не такими страшными  — и уж точно не роковыми. Они становятся контролируемы и управляемы. Так из пугающего слова любая проблема превращается в колоссальные возможности к улучшениям, развитию и процветанию. Говорят, если бы на свете не было проблем, их  надо было бы изобрести. Уверена, что это аксиома.

P.S. Раскрыть эту тему и обсудить все нюансы трансформации мышления не только коллектива, но и руководства организаций в рамках журнальной статьи просто невозможно. Но можно начать размышлять об этом и решиться проверить на практике справедливость этих теоретических рассуждений. Любой проект по улучшениям на предприятиях и в организациях эксперты Агентства развития производственных систем и компетенций всегда начинают с того, что помогают менеджерам и сотрудникам обнаружить и смело посмотреть на существующие проблемы. А грамотно подобрав необходимый инструментарий бережливого производства, трансформировать их в профит.