12 мая 2022

Любое усилие должно быть эффективным — Иван Никитичев

В условиях экономической ситуации,которая сложилась сегодня в стране и регионе, очень важно разрабатывать новые форматы поддержки предприятий, причем речь здесь как о государственных мерах, так и об инициативах самих бизнесменов. Региональный предприниматель Иван Никитичев знает, что развивать дело можно в любых условиях. В интервью Агентству развития бизнеса он рассказал о том, как обернуть санкционные ограничения в свою пользу.

— Расскажите, как пришла идея об использовании таможенной статистики для инвестиционных ниш?

— Давайте начнем с того, что последние три года для бизнеса были, мягко говоря, не самыми удачными. Сначала эпидемия коронавируса, влияние которой сильно снизило уровень промышленного производства, покупательской способности, из-за курса валют прыгали цены на комплектующие. В этом году ко всем проблемам добавились еще и санкционные ограничения. Их введение стало для многих предпринимателей серьезным блоком для дальнейшего развития бизнеса. Ну представьте, сколько логистических бизнес-цепочек, связанных с поставками оборудования и комплектующих, было разрушено. Российским предпринимателям отрезали доступ к целому блоку высокоплатежных зарубежных рынков. И что происходит дальше? А дальше возникает проблема дефицита тех комплектующих или готовых товаров, которые раньше привозили из-за заграницы. То есть, с одной стороны, для промышленности страны настали тяжелые времена, но, если посмотреть с другой стороны… Вот, собственно, на другую сторону мы и заглянули.

— Вот вы говорите, с другой стороны — речь идет про дополнительные возможности, возникающие у бизнеса, про обратную сторону медали?

— Да, вы совершенно правы. Давайте на примерах объясню, что имею в виду. Пластиковая пленка. Она в основном импортировалась из Польши. Сейчас этот товар находится на грани дефицита. Могут заменить этот товар наши российские предприятия? Уверен, что могут. Знают ли предприниматели, что почти 25% этого продукта импортировалось в Россию из Польши? Далеко не все. Объем этой информации достаточно велик, на его изучение и фильтрацию у обычного бизнесмена уйдет около года, а то и больше времени. А оно в современных реалиях дорого обходится. Любое усилие должно быть эффективным. Мы придумали как приложить минимум усилий и получить максимум результата.

— Речь про новый проект, сервис или площадку для бизнеса?

— Нет. Все намного проще и понятнее. В свое время совместно с командой предприятия мы занимались анализом таможенных баз, то есть анализировали российский импорт, чтобы найти ниши с его высоким объемом. Что вообще собой представляют эти базы? Любой товар, импортируемый в Россию или экспортируемый из нее, сопровождается грузовой таможенной декларацией: в ней указываются сведения о товаре по номенклатуре, производителю, стоимости и т. д. Эти данные попадают в базу Федеральной таможенной службы. Вот здесь и начинается наш интерес. В целом, мы, конечно, можем взять информацию о ввозе и вывозе из открытых данных, например, на сайте ФТС России, но она будет общая и не принесет никакой пользы. Но есть и другой канал получения данных, более подробный. На рынке представлено много компаний, готовых предоставить данные таможенной статистики официально и в более развернутом виде, со всеми полями ГТД. Вот эти данные имеют большую ценность, чем те, что представлены в открытых источниках.В таких базах данных есть информация об основных странах импортерах, структуре номенклатуре, точных объемах ввоза-вывоза продукции и другая детальная информация. Благодаря этому предприниматель может сильно сократить свое время на анализ рынка и поиск наиболее привлекательной ниши, где он мог бы реализовать программы импортозамещения

— Как выглядит алгоритм анализа таможенной статистики и с чего стоит начать при поиске инвестиционных ниш?

— В таможенных декларациях есть вся информация о том, кому необходимы товары или комплектующие. И здесь все зависит только от вас. Главное — хотеть и понимать. Объясню. Ты готов заниматься импортозамещением, но понимаешь, что из списка товаров, которые в этом нуждаются, ты ничего не производишь. Что нужно сделать в этом случае? Среди каких импортируемых товаров начинать искать? Номенклатура импорта насчитывает сотни тысяч наименований. Все равно, что искать иголку в стоге сена. В первую очередь, надо понять базовые компетенции производственного предприятия. Например, мы производим детские кресла и одна из наших основных технологий — это литье пластмассы. Значит, у нашего предприятия есть технология литья и необходимо искать именно те товары, которые в списке необходимых к импортозамещению по ней производятся. На словах все просто, доступно и понятно. А как определить в реальном формате? Этот вопрос мы тоже проработали. В России, на сегодняшний день, существует перечень кодов ОКПД-2 — основной классификатор производственной деятельности предприятий. Он как раз дает понимание об основных производственных компетенциях. Чтобы подобрать под свой ОКПД, под свою компетенцию и ввозимую номенклатуру, можно использовать таблицу кросс-кодов, которые позволяют перевести ОКПД-2 в ТНВЭД. ТНВЭД — это обозначение номенклатуры, которая импортируется/экспортируется. То есть если мы знаем код ОКПД предприятия, то мы очень легко можем понять, в какой группировке кодов ТНВЭД нужно искать и с чем предприятие потенциально может работать. Выяснив целевые ТНВЭД коды, соответствующие ОКПД-2, можно приступать к анализу конкретных ТНВЭД, используя данные таможенной статистики. При ее анализе особое внимание следуют уделить той номенклатуре, которая в большом количестве импортируется из недружественных стран.

— На базе чего планируется реализовывать все то, о чем говорили выше?

— Этот проект, назовем его так, заработает в тестовом режиме в рамках Межрегиональной ассоциации центров импортозамещения. Сначала опробуем весь механизм с начала и до конца на рязанских предпринимателях. Как только пробный период завершится, у нас будет понимание по количеству свободных ниш, которые бизнесмены смогут использовать в своих целях. В дальнейшем мы планируем разработать автоматизированную онлайн-платформу, которая станет центром притяжения всех предпринимателей в Рязанскую область. Пробную ее версию Корпорация развития Рязанской области планирует запустить уже в течение месяца.