25 апреля 2022

Экспорт: курс меняется, перспективы сохраняются

Как в условиях сложившейся внешнеэкономической ситуации в Рязанской области будет развиваться экспортное направление, каковы дальнейшие действия, планы и первые шаги расскажет руководитель Рязанского центра экспорта АНО «АРБ» Анатолий Маркин.

— 2021 год был не самым простым для развития. Коронавирусные ограничения — это серьезная преграда на пути к международному партнерству и развитию торговых отношений. Но предприниматели Рязанской области прошли это испытание достойно. Расскажите, каких результатов удалось достичь в сфере экспорта в 2021 году?

— Прошлый год действительно был непростым, но в части экспортного направления, несмотря на ряд ковидных ограничений мы смогли добиться определенных успехов. В 2021 году 50 рязанских компаний заключили экспортные контракты на сумму $21,5 млн. В 2020 году предприятий было 43, а сумма контрактов составила $11,5 млн. В целом, экспортный объем за год вырос в три раза. Таких результатов мы смогли достичь за счет эффективной работы, в том числе Рязанского центра экспорта. Одним из важных направлений нашей работы стало проведение бизнес-миссий в ОАЭ, Казахстане, Беларуси, Узбекистане. Преимущество участия в них уже оценили представители 31 региональной компании, которые заключили контракты с иностранными партнерами. 25 апреля стартовала еще одна деловая поездка — в Киргизию. Недавно наши предприниматели вернулись из Индии. Об итогах поездок говорить пока рано, но результаты непременно будут.

В части международного сотрудничества при содействии Рязанского центра экспорта открываются шоу-румы товаров рязанских производителей. На сегодняшний день они представлены в Алматы и Ташкенте. Свою продукцию на торговых площадках представили 70 региональных компаний. Еще один шоу-рум будет открыт в Бишкеке 25 апреля.  На нем будут представлены 60 предприятий Рязанской области. Помимо этого, эффективным способом поиска иностранных партнеров являются международные выставки. В 2021 году их участниками стали 57 областных компаний. Всего продукция региона за прошлый год была представлена на 26 выставочных площадках стран ближнего и дальнего зарубежья.

— Есть какие-то принципиально новые форматы работы для развития экспортного направления?

— Здесь мы говорим про образовательные программы Российского экспортного центра и Рязанского центра экспорта. Одной из них является «Экспортный форсаж». А третий поток этой программы стал уникальным: впервые за парты сели не только представители 11 экспортно-ориентированных компаний региона по внешнеэкономической деятельности, но и студенты четырех рязанских вузов. Такой опыт определенно был успешен, поскольку предприятия получили возможность посмотреть на будущих сотрудников и по завершении обучения предложить им работу. Если говорить об общих числах, по итогам участия в акселерационных программах сумма заключенных в 2021 году экспортных контрактов составила $14,6 млн. Одним из самых популярных и востребованных также можно считать формат биржи контактов в формате В2В переговоров. Он организуется в рамках работы делового форума «Дни международного бизнеса в Рязанской области». В прошлом году 36 предприятий региона провели деловые встречи с 13 иностранными партнерами из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Эфиопии и Египта. Всего было проведено 125 туров переговоров, которые станут основой для заключения новых контрактов и расширения внешнеэкономической деятельности рязанских производителей.

 — Что уже успели реализовать из запланированного в этом году?

 — Запустили на регулярной основе работу бизнес-миссий. В конце февраля состоялась деловая поездка в Армению. В Ереване также был открыт мобильный шоу-рум, где было представлено более 700 видов продукции 62 рязанских компаний. Дальше была уже и Индия и вот сейчас Киргизия. В этом году планируем организовать всего семь миссий. Планируем открыть несколько шоу-румов, в том числе в Азербайджане, Кампале и в конце года — в Индии. Все эти мероприятия позволят более чем 100 рязанским компаниям представить свою продукцию и найти потенциальных покупателей. Самое важное сегодня — выстроить новые экспортные каналы с дружественными нам странами. Очень надеемся на успех.